Визитки: общая информация

Еще каких-то лет 20-25 назад распространенная сегодня визитка была у нас большой редкостью и иметь ее позволено было далеко не каждому. Лично мне приходилось видеть как визитки, отпечатанные на полях "синьки", так и набитые под копирку на печатной машинке и вырезанные ножницами. Потом появились первые ксероксы, принтеры, стали использовать шелкотрафарет, предназначенный для нанесения рисунка на печатные платы.

Буквально 100 лет назад визитную карту имел едва ли не каждый человек, занимающий хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Принято считать, что прародительница современной визитки появилась во Франции во времена правления одного из Людовиков. Обычно называют Людовика XIV. Но аналоги этого непременного атрибута деловой жизни упоминаются и в описаниях работы чиновников древнего Китая, и даже шумеры, якобы, пользовались специальными бирками, выполняющими ту же функцию.

При Екатерине II заграничное новшество стало завоевывать просторы России. Что собой представляет визитная карточка? Обычно это прямоугольник плотной бумаги или картона, с информацией о его владельце. Информация либо крайне лаконична ("Пушкин" или толстовский "Невзоров, граф"), либо содержит всю информацию о роде занятий, месте жительства, средствах связи и т.п. Что любопытно, традиция писать фамилию впереди имени появилась именно в советские времена, да так и осталась.Лишь изредка попадаются визитки с именем впереди – на западный манер.

В энциклопедическом словаре 1891 года написано: "Визитная карточка, посланная сослугою или по почте, заменяет личный визит". Спустя восемьдесят лет в Большой Советской Энциклопедии 1971 г. пишут: "Визитная карточка — это документ, уведомляющий о посещении (визите), широко применяющийся в дипломатической практике или заменяющий личный визит".

Если изначально это была именно визитная карта (визитный билет), предназначенный для нанесения, как ни странно, именно визитов, то сегодня это в первую очередь деловая карточка (business card). И как business card, она должна быть строгой, лаконичной, не перегруженной излишней информацией и изображениями, легкочитаемой и односторонней. На обратной стороне материал должен позволять вносить какие-либо пометки, а потому визитки пластиковые, с двусторонней ламинацией, на высокоглянцевых материалах, очевидно, не являются правильным решением. Равно, как и попытка напечатать визитку с одной стороны по-русски, а с обратной по-английски. Извините, но такой вариант говорит не о том, что владелец работает с зарубежными партнерами, а о том, что у него не хватило денег на отдельный комплект визиток. Исключением являются как раз эти самые зарубежные партнеры, работающие у нас — двуязычная визитка позволит и правильно произнести имя владельца, и не наделать ошибок при написании текста "ненашими" буквами.

Второй (или это уже третий) вид визиток — рекламные, почему-то часто называемые"корпоративными". На них, как правило, речь идет не только и не столько о владельце, сколько о предоставляемых предприятем товарах и услугах. Карточки этого типа в большинстве случаев полноцветные, да еще и с двух сторон, что продиктовано стремлением владельца разместить максимум текстовой и визуальной рекламной информации.

Отдельный вид — это имиджевые визитки. Их основное назначение — выделяться среди всех прочих. Они бывают и на прозрачном материале, и на черном, и на металле с гравировкой, с разными типами тиснения, с разным обрезом краев, и даже неправильной формы. Экстравагантная имиджевая визитки — это хорошо, лишь бы она не затерялась.

О размерах. Несмотря на то, что за свою историю формат визитки претерпел многоизменений и на то, что и сейчас бывают визитки формата календаря, стандартом всё-таки является прямоугольник 50 х 90 мм. Что интересно, это "мужской" размер, женские визитки принято делать формата 40 х 80. Формат, называемый то "европейским", то "американским" — это 55 х 85 мм. Он на самом деле представляет собой округленные размеры кредитной карты. Расположение элементов на визитке обычно горизонтальное. Это позволяет полнее использовать площадь и выглядит более естественным. Вертикальное расположение карточки пришло, по всей видимости, из Америки, как помидоры и кукуруза. Выглядит иногда более изящно, но часто возникают проблемы с переносамииз-за недостаточной ширины строки.